Лесгафт, Петр Францевич

Лесгафт, Петр Францевич
(1837-1909)
   Российский педагог, психолог, анатом.
   Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась “сознательная физическая работа”. Исходя из этого подхода, он писал о том, что неправомерно ограничиваться гимнастическими методами, направленными к тому, чтобы развивать одни лишь физические силы человека. Л. подчеркивал, что необходимо развивать в ребенке не только силы, но и умение управлять ими. Тем самым физические упражнения подчинялись более широкой задаче общего психофизического формирования личности. Не развитие мышечного, исполнительского аппарата самого по себе, а в первую голову развитие умения им управлять становилось ключевым для теории и практики физического воспитания.
   Управление телом - категория сенсорно-интеллектуального порядка. Мышечные движения необходимо предполагают знакомство с пространственно-временными отношениями. Оно начинается в сфере элементарной чувствительности, а в дальнейшем переходит к свойственной человеку сознательной регуляции движения, для которой характерно оперирование словесными значениями.
   Сознательное управление поведением возможно, согласно Л., только на основе слова. Отсюда и его принцип учить ребенка управлять движением посредством слова. Способность перейти от чувственно-образной регуляции к словесной рассматривалось как важнейшие условие воспитания самостоятельности поведения.
   В психологических и педагогических концепциях многих русских ученых, и в том числе Л., познание не ограничивалось запечатлением чувственных содержаний, отводя важное место реальным действиям. За этими действиями Л. признавал роль проверочного средства умственных действий, говоря о том, что “всякая умственная работа, не проверенная действием, не в состоянии способствовать усвоению причинной связи замечаемых явлений настолько, чтобы понять эту связь и выяснить законы, лежащие в основании их проявлений”. Он также подчеркивал, что без такой реальной проверки невозможно и самостоятельной применение общих положений и истин к выяснению частных случаев, тем более, творческое видоизменение своих действий.
   Физическое образование, поэтому выступает в системе Л. не только как предпосылка воспитания умственного в том смысле, что физически развитый и закаленный организм - благодатная почва для духовной деятельности. С его точки зрения огромное значение имеет тот факт, что физически развитый человеческий организм способен сознательно управлять мышечными актами, менять в случае необходимости стратегию поведения, сравнивать и контролировать как его отдельные звенья, так и их взаимодействие. Иначе говоря, воспитание ума и воспитание тела - это один процесс, а не два.

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Лесгафт, Петр Францевич" в других словарях:

  • Лесгафт Петр Францевич — [21.9(3.10).1837, Петербург, 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в Петербурге], русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно педагогического контроля в физической культуре, один из… …   Большая советская энциклопедия

  • Лесгафт Петр Францевич — Лесгафт, Петр Францевич анатом и выдающийся педагог (1837 1909). Окончил курс в медико хирургической академии, где занимался анатомией под руководством профессора Грубера . В 1865 г. доктор медицины за диссертацию Об окончании продольных мышечных …   Биографический словарь

  • ЛЕСГАФТ Петр Францевич — (1837 1909) российский педагог, анатом и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно педагогического контроля в физической культуре в России …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лесгафт Петр Францевич — (1837–1909) русский анатом, педагог и психолог. Обосновывая теорию физического воспитания, рассматривал ее в контексте задачи формирования целостной личности, отводя главную роль не развитию мышечного аппарата самого по себе, а умению управлять… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лесгафт, Петр Францевич (дополнение к статье) — анатом и педагог. Был приват доцентом анатомии в с. петербургском университете. После 1895 г. напечатал: "Основы теоретической анатомии" (ч. I, 2 изд., 1905); "Анатомия человека" (вып. I и II, 1895 1896; нем. перев., Лейпциг,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лесгафт Петр Францевич — (1837 1909) педагог, анатом и врач; основоположник науч. системы физич. образования и врач. пед. контроля в физич. культуре, один из создателей теоретич. анатомии, д р медицины и д р хирургии. Род. в семье купца ювелира. В 1861 окончил Мед.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Лесгафт Петр Францевич — I ([Петрович]) современный анатом. Род. в Петербурге в 1837 г.; подготовительное образование получил дома и в 1856 г. поступил в мед. хир. акд. Анатомией под руководством проф. Грубера стал заниматься еще студентом III курса; с 1861 г. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лесгафт, Петр Францевич — …   Википедия

  • Лесгафт Петр Францевич — …   Википедия

  • ЛЕСГАФТ Петр Францевич — (1837 1909) русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение» …   Педагогический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»